Организационный аудит

Вектор развития бизнеса и интересы собственников предприятий могут существенно смещаться с течением времени. Рано или поздно большинство предпринимателей начинают задумываться об инвестировании, диверсификации бизнеса, изменении старых и построении новых маркетинговых структур. Как правило, эти процессы сопровождаются разделением и изменением управленческих функций совета директоров и генерального директора, и появляется необходимость организационного или управленческого аудита.
 
Особенности и задачи организационной проверки
 
Задача организационного аудита – определение соответствия организационной структуры предприятия масштабам и характеру его деятельности. При этом анализируется регламентирующая работу компании организационно-распорядительная документация.
 
Новые требования к организационной структуре компании сопровождаются изменением системы управленческого учета и финансово-экономического анализа. Для предприятия такая перестройка – болезненный период, чреватый тем, что привычные управленческие решения, замкнутые на собственнике дела, становятся тормозом для эффективного развития. Функции исполнения и контроля, которые в малом и среднем бизнесе зачастую объединяют из соображений экономии, требуется грамотно разделить.
 
В число наиболее важных документов, подвергаемых проверке, в первую очередь входит устав предприятия, в том числе положения об отдельных подразделениях, структурных единицах и отделах. Также изучаются должностные инструкции, положения о служебном документообороте, трудовые и хозяйственные договоры, договоры материальной ответственности. Если на предприятии разработана организационно-распорядительная документация по внутреннему контролю и ведению делопроизводства, то она тоже включается в число проверяемых документов. В аудиторском заключении будет представлена подробная оценка соответствия структуры предприятия целям и масштабу организации; степени соблюдения установленных организационных процедур, а также рекомендации по разграничению полномочий и ответственности в соответствии с требованиями ТК и КоАП.
 
Когда требуется организационный аудит
 
Существует два фактора, влияющие на потребность в организационном аудите. Внутренний фактор – рост компании по различным параметрам (оборотам, численности персонала, количеству структурных подразделений), опережающий развитие системы управления и внутреннего контроля. Внешний фактор – это усиление государственного контроля, когда внутри растущей структуры появляется необходимость персональной ответственности сотрудников. Организационный аудит помогает перейти от неформальных, стихийных к формализованным методам управления.